Перспективы коммерческого транспорта: аналитика от РОАД

На мероприятии, состоявшемся 4 декабря в Москве, представители ассоциации РОАД обсудили проблемы, связанные с рынком легкого коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев указал на тревожные тенденции снижения парка среднетоннажных автомобилей (MCV), чьи показатели за последние десять лет сократились на 25% с 2,3 миллиона до 1,727 миллиона. Увеличение возраста машин также вызывает опасения, достигнув 28 лет, что затрагивает в первую очередь специализированную технику. О состоянии тяжелой техники рассказал специалист из «Глобал трак сервис» (GTC) Максим Шишко, озвучив цифры, подтверждающие, что доля китайских брендов упала до 53%, в то время как российские компании укрепились до 38%. Общее количество сделок также просело почти на 50%, а после нестабильного роста в октябре наступил резкий спад, который отразится и на декабрьских цифрах. По прогнозам на 2025 год, реализация грузовиков может стать самой низкой за последние годы - всего 46 тысяч единиц. Рынок тяжелых грузовиков в 2023 году показал относительно высокую активность с 125,7 тысяч единиц в продаже, однако большие остатки на складах стали причиной убытков. Ожидается значительное количество автомобилей, ожидающих отгрузки в 2023 году, но сложности остаются, так как утильсбор вырастет в начале 2026 года. Возможно, именно поэтому сами перевозчики выбирают подержанные машины вместо новых, не имея средств на обновление парка. Члены конференции подсчитали, что на складах скопилось 14 тысяч машин, которые не могут быть проданы, что также является большой проблемой для компаний. Прогнозируется, что продажи в сегменте HCV в ближайшие годы могут сократиться до 4 тысяч единиц в месяц, что намного ниже потолка 10 тысяч в 2023 году. Одна из возможных мер по улучшению ситуации - это изменения в международной политической обстановке. На данный момент на рынке HCV лидирует КАМАЗ с продажами в 12,6 тысячи единиц и долей 30,1%. Другие значимые игроки включают Sitrak, Shacman и FAW, которые по-прежнему конкурируют за свое место на рынке в условиях неопределенности.