Европейские эксперты начали сомневаться в прозрачности работы автобусов Yutong
Скандал вокруг электробусов Yutong: информация о безопасности под вопросом
Норвегия и Дания оказались в центре конфликта на фоне подозрений в адрес китайских электробусов Yutong, использующихся на городских маршрутах. Операторы общественного транспорта Ruter и Movia выразили опасения, что данные, передаваемые от электробусов, могут подвергаться контролю или даже выводиться из строя под командой из Китая.
Причиной для выводов операторов стало беспроводное обновление программного обеспечения этих электробусов. Таким образом, скандинавские компании предполагают возможность дистанционного вмешательства, что вызывает озабоченность. Стоит отметить, что текущие дискуссии между Евросоюзом и КНР по поводу новых торговых соглашений могут иметь влияние на данную ситуацию, даже учитывая, что Норвегия не является частью ЕС.
Интересно, что в начале 2025 года глава британской разведки MI6, Ричард Дирлав, также высказывал аналогичные опасения, которые перекликались с сомнениями скандинавских операторов.
Yutong решительно опровергла все риски, заверяя, что нет технической возможности для создания угроз европейской безопасности, поскольку все данные с электробусов хранятся на серверах Amazon Web Services, расположенных в Германии.
Напоминаем, что с середины 2024 года в Европейском Союзе действуют антидемпинговые пошлины на китайские электромобили. В сентябре 2025 года Нидерланды изъяли активы китайского производителя микросхем Nexperia, что спровоцировало ответные меры со стороны Китая, касающиеся поставок микроэлектронных компонентов в Европу.
В США также приняты жесткие меры: в 2024 году введен запрет на исполнение программного обеспечения из Китая в автомобилях, что закрыло для китайских автомобилей доступ на американский рынок. Кроме того, ряд европейских стран отключил сети 5G, использующие оборудование Huawei и ZTE, что подчеркивает общий тренд к ужесточению контроля.